12-02-2025
Нифанина Юлия Алексеевна
Воспитатель, МАДОУ №86 "Жемчужинка" ЦРР, Архангельская область город Северодвинск
Работа с правилами
У ребенка, как и у взрослого, по мере роста его личности, повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства и мысли, желания и возможности, способность поддерживать гармонию душевной и физической жизни.
Совместная жизнь детей в группе предполагает, что могут возникать различные ситуации, требующие наведения порядка. Такой порядок может быть восстановлен воспитателем, что чаще всего и происходит. Ребенку отводится роль пассивного, а значит безответственного исполнителя установленных взрослыми правил. Чаще всего воспитатель определяет и формулирует эти правила, следит за их соблюдением, используя, как правило, прямое вербальное указание – напоминание, предупреждение, призыв, оценивает поведение детей в группе.
Вместе с тем, ребенок должен сам научиться принимать ответственность за себя и свое окружение.
Самостоятельность всегда сопряжена с ответственностью, поэтому одной из важнейших задач воспитания детей состоит в том, чтобы научить их принимать ответственность за себя и свое окружение. Введение и соблюдение детьми правил поведения в группе дает такую возможность. Ребенок, участвующий в разработке правил, самостоятельно следящий за их соблюдением и сам оценивающий свое поведение, учится быть ответственным за свои слова и поступки, жить в соответствии с общепринятыми нормами поведения.
С другой стороны, воспитатель, научивший детей самостоятельному правилосообразному поведению, получает возможность использовать значительную часть своей энергии и опыта не на нудный и утомительный контроль над дисциплиной в группе, а на гораздо более важные и интересные дела. В основе лежит понимание значимости детского правилотворчества и правилосообразного поведения для установления в группе детского сада спокойной, деловой, творческой обстановки.
В нашем саду для установления в группах спокойной деловой, творческой обстановки, начиная со 2 младшей группы, детей вовлекают в разработку и принятие правил, что дает возможность самостоятельно следовать правилу и возможность для самооценки своего поведения.
В силу возрастных особенностей количество правил в группах различно. В младшей группе — это одно правило, максимум три, а дети старшего дошкольного возраста могут удерживать до 5 правил.
Для того чтобы правило работало, соблюдаем следующие позиции:
Формулируем правило конкретно.
Например: «Поиграл — убери на место»
«В группе ходим шагом»
Это дает возможность быстрее запомнить правило и понять его суть.
Формулируем правило в позитивной форме, без приставки «не».
Например: «Ребята, давайте жить дружно» (вместо слов «не дерись») «Берегите постройки» (вместо слов «не разрушай постройки»).
Предлагаем детям альтернативные способы правилосообразного поведения.
Например: 1. В группе нужно говорить спокойно, а кричать можно: на открытой площадке; в лесу.
2. В группе нужно ходить спокойным шагом, а бегать можно: - на открытой площадке; на занятиях физкультурой.
Введение правил происходит в проблемно-обучающих ситуациях, которые создаются или специально, или возникают спонтанно.
Сама обстановка группы организована таким образом, чтобы стимулировать и побуждать к правильному поведению.
Правила вводим в жизнь по различным поводам:
1. правила работы с материалами в центрах;
2. правила дисциплины;
3. правила деятельности, общения.
Если правило выработано, согласовано и изображено, постоянно обращаемся к нему, настойчиво предпринимаем действия, чтобы остановить нарушения, поощряем детей, выполняющих это правило. Для этого существует методика «Светофор».
В вечернее время детям предлагается обсудить выполнение правил в течение дня. На модель светофора дети вывешивают свои фотографии по принципу: зеленый цвет – всегда выполнял правила; желтый – иногда; красный – нарушал часто. Способы и критерии оценки просты и понятны детям.
Для старших детей предлагается несколько критериев:
• как часто соблюдалось правило;
• все ли правила соблюдались;
• старался, не старался соблюдать правила;
• было легко, трудно соблюдать правила.
Бывают случаи, когда ребенок не хочет помещать свое фото на желтый или красный цвет. Мы не настаиваем, чтобы он это сделал, говорим с ребенком наедине и договариваемся, что в следующий раз он не будет нарушать правила, а сегодня его фото «спрячется».
Важно, чтобы при оценке дети не просто говорили, что моё фото будет на желтом цвете, потому что я не очень хорошо себя вел, а потому что я не соблюдал одно из правил.
Нежелательно, чтобы мы, воспитатели, исправляли самооценку ребенка. В старшем возрасте за правильной работой светофора следит судья (т.е. ребёнок), который сам выбрал такой вид дежурства. Он не только говорит, что ребенок неправильно повесил фото, но и называет ситуации, в которых правила были нарушены.
Одно и тоже правило может отрабатываться в группе на протяжении недели, 2 недель, месяца и больше. Это зависит от того, сколько волевых усилий необходимо детям для выполнения данного правила.
Правило, которое уже отработано на светофоре, (т. е. дети его выполняют) переносим в «Книгу законов нашей группы», которая хранится в центре Литературы для самостоятельного пользования детьми.
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}