«Первые шаги в создании музыки: методические рекомендации по работе с клавишным синтезатором»

26-10-2023

Никулина Надежда Петровна

преподаватель МБУ ДО ДШИ им. М. А. Балакирева, г. Ульяновск

Никулина Надежда Петровна, преподаватель высшей категории по классу фортепиано и синтезатора
МБУ ДО ДШИ им. М. А. Балакирева, г. Ульяновск.
«Первые шаги в создании музыки: методические рекомендации по работе с
клавишным синтезатором».
В контексте технологической эволюции музыкального искусства, когда
электромузыкальные инструменты, в частности, клавишные синтезаторы, обрели
повсеместную популярность, особую актуальность приобретает адаптация педагогических
методик к расширенным возможностям, предоставляемым этими инновационными
средствами музицирования. Синтезатор, обладая широким спектром тембральных,
динамических и ритмических параметров, является мощным инструментом для
стимулирования креативности и развития музыкального интеллекта учащихся. Целью
настоящей статьи является представление методического опыта по интеграции элементов
аранжировки в образовательный процесс на начальном этапе обучения игре на клавишном
синтезаторе, что, по мнению автора, способствует формированию разносторонней
музыкальности и повышает мотивацию к обучению.
Теоретические основания и дидактические цели обучения игре на синтезаторе
Распространение электромузыкальных инструментов, характеризующихся
полифункциональностью и тембральным многообразием, открывает перед музыкантами
принципиально новые перспективы самовыражения и расширяет горизонты музыкального
творчества. Синтезатор, в частности, становится инструментом, демократизирующим
процесс музицирования и делающим его доступным для широкого круга любителей
музыки. В связи с этим, педагогика обязана адаптировать свои методы к новым
технологическим реалиям, предоставляя учащимся возможность освоить богатый
потенциал этих инструментов. Использование информационных технологий и шаблонов
упрощает процесс творчества, делая его более интересным, эффективным и
многогранным. Обучение аранжировке и исполнительству на клавишных синтезаторах
способствует формированию навыков домашнего музицирования, развитию эстетического
вкуса и формированию самостоятельности в творческой деятельности.
Независимо от того, является ли синтезатор основным или вспомогательным
инструментом в учебном процессе, можно выделить следующие дидактические цели:
• Освоение выразительных возможностей синтезатора: ознакомление с тембрами,
эффектами, режимами клавиатуры и потенциалом интеграции MIDI-устройств.
• Приобретение базовых теоретических знаний: освоение музыкальной грамоты,
элементов гармонии (интервалы, аккорды, лады, тональности), фактуры, формы и
принципов инструментовки.
• Развитие исполнительской техники: формирование правильной постановки рук,
освоение позиционной игры, техники подкладывания первого пальца и скачков, а также
специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания.
• Активизация практической музыкально-творческой деятельности: развитие навыков
аранжировки, импровизации и создания собственных композиций, способствующих
раскрытию креативного потенциала учащихся.
Методологические принципы и эмпирические примеры интеграции аранжировки
В своей педагогической деятельности я руководствуюсь принципом концентрического
обучения, постепенно вводя элементы аранжировки в репертуар учащихся. Базовый
репертуар состоит из произведений классической и народной музыки, а также избранных
образцов современной академической и популярной музыки. Важно подчеркнуть
необходимость преодоления устоявшегося стереотипа о синтезаторе как исключительно
развлекательном инструменте и направить его использование на формирование высокого
музыкального вкуса. Особое внимание в нашей работе уделяется сборнику Т.А.
Шиндиковой "Хочу играть на рояле", который, благодаря своей методической ясности и
содержательной ценности, служит эффективным дидактическим материалом для
начинающих музыкантов. Процесс интеграции элементов аранжировки строится на
основе принципов систематичности и последовательности. Рассмотрим конкретные
эмпирические примеры применения аранжировочных техник в репертуаре
первоклассников.
1. Тембральная вариативность одного произведения: На первом этапе происходит
разучивание простой пьесы с акцентом на ее выразительные особенности. Затем
учащимся предлагается экспериментировать с различными тембрами, выбирая те,
которые, по их мнению, наиболее адекватно передают эмоциональное содержание
произведения. Последующий анализ влияния тембра на восприятие музыки способствует
развитию тембрального слуха и формированию эстетического вкуса. Многократное
исполнение пьесы в различных тембральных вариантах способствует лучшему
запоминанию нотного текста и закреплению исполнительских навыков.
2. Сопоставление контрастных тембральных образов (на примере произведений М.
Красева "Журавель", народной песни "Три синички", композиции Е. Туманяна "Дождик"):
Тщательный анализ нотного текста позволяет выявить контрастные музыкальные образы
(журавль и лягушки, синички и корова, дождь и голос рассказчика). Учащимся
предлагается самостоятельно подобрать тембры, соответствующие каждому образу,
обосновывая свой выбор (например, саксофон для журавля и ксилофон для лягушек).
Выбранные тембры сохраняются в памяти синтезатора, и учащиеся отрабатывают навыки
своевременного переключения между ними в процессе исполнения произведения. Особое
внимание уделяется отработке моментов перехода между тембрами.
3. Использование ритм-машины (на примере композиции Л. Хереско "Труба"): На
предварительном этапе разучивается партия на фортепиано, особое внимание уделяется
аппликатуре и постановке рук. На синтезаторе выбирается тембр трубы. Учащимся
предлагается исполнить пьесу под ритм марша с постепенным увеличением темпа.
Вводятся понятия "вступление", "заключение" и "старт", и отрабатываются навыки их
своевременного включения. В качестве усложнения задания используется
автоаккомпанемент.
4. Использование режима разделенной клавиатуры (на примере произведений Т.
Попатенко "Бобик", А. Александрова "Песенка волка", А. Филиппенко "Про Мишку"):
Объясняется принцип работы режима разделенной клавиатуры и демонстрируется
процесс установки точки разделения. Учащимся предлагается выбрать тембр для нижнего
регистра, имитирующий, например, лай собаки. Основная задача заключается в
одновременном исполнении мелодии правой рукой и имитации лая собаки левой рукой.
5. Работа с автоаккомпанементом (на примере белорусской польки "Янка"):
Объясняется принцип работы автоаккомпанемента и демонстрируется процесс выбора
стилей. Анализируется партия левой руки с целью выявления основных гармонических
функций. Устанавливается точка разделения клавиатуры, выбирается стиль польки, и
отрабатывается навык исполнения произведения с автоаккомпанементом. Используются
вступление и заключение.
6. Запись аккомпанемента в память синтезатора и исполнение под фонограмму
"минус" (на примере произведения "Три поросенка" Д. Уотта): Составляется цифровка
гармонической последовательности произведения. Учащимся демонстрируется процесс
записи аккомпанемента в память синтезатора с использованием многодорожечного
секвенсора. Отрабатывается навык исполнения мелодии под записанную фонограмму.
Важным этапом является формирование навыков оперативной настройки синтезатора.
Учащимся предлагается составлять список необходимых параметров (выбор стиля,
тембра, темпа, включение аккомпанемента, установка точки разделения клавиатуры,
вступление, синхронизация пуска) и отрабатывать их быстрое и точное введение. Для
повышения мотивации этот процесс можно организовать в форме игрового соревнования.
Выводы Интеграция элементов аранжировки в процесс обучения игре на клавишном
синтезаторе на начальном этапе является эффективным способом развития музыкальных
способностей и активизации творческого потенциала учащихся. Представленные
методические приемы и эмпирические примеры, а также проявление креативности,
смелости и фантазии, позволяют сформировать у обучающихся не только
исполнительские навыки, но и умение создавать музыку, используя возможности
современных технологий. Ключевым фактором успеха является постоянное стремление к
инновациям, экспериментирование и поддержка творческих инициатив учащихся.
Список литературы:
• «Примерная учебная программа по дисциплине "Клавишный синтезатор"», составитель
И. М. Красильников.
• Пособие для начинающих пианистов «Хочу играть на рояле», автор Т.А. Шиндикова.
• Аванесов, Э.Н. Клавишный синтезатор в музыкальной школе: методическое пособие.

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский педагогический портал

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved
Яндекс.Метрика