Экспертная деятельность педагога

15gu9fvi7jrzeayeumlh 400x400     Работа педагога в качестве эксперта  отмечена в критериях портфолио педагога и является желательным условием для аттестации педагога. Речь пойдет не об экспертной деятельности вообще,  а об экспертной деятельности педагога (именно эта деятельность отмечена в критериях портфолио педагога на аттестации!) Сначала обратимся к  определениям и понятиям. Эксперт — специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса. Экспе́рт (от лат. expertus — опытный) — специалист, приглашаемый для  выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу, рассматриваемому или решаемому другими людьми.  Где именно педагог может выполнять  роль эксперта? Эксперт необходим  на следующих мероприятиях: - экспертиза работ  учащихся на ГИА и ЕГЭ;   - конкурсы профессионального мастерства,  конференции,  фестивали и т.д.; -  конкурсы работ учащихся,  предметных олимпиад,  конференций исследовательских работ и т.д;   -  аттестационные комиссии; - экспертные комиссии,  проводящие экспертизу учебных программ,  учебных пособий; -  экспертные комиссии  при аккредитации и лицензировании   ОУ; -  и т.д. Какими качествами должен обладать педагог,  чтобы стать экспертом? Такими качествами должны быть: - высокая профессиональная квалификация  в вопросах, по которым будет проводиться экспертиза; - широкий общий профессиональный кругозор; - приятие критериев экспертизы,  четкое следование  процедуре экспертной деятельности; - объективность; -  коммуникабельность; - высокая культура общения; - умение аргументировано отстаивать свою  позицию; - умение разрешать конфликтные ситуации. В чем сущность экспертной деятельности педагога? Экспертиза – это оценка  материала  в соответствии с определенными  заранее  критериями оценки. Эти критерии разрабатываются самими экспертами перед экспертизой  или  предлагаются  им уже готовыми. Критерии оценки экзаменационных работ разрабатываются заранее ФИПИ  и предлагаются экспертам. Что касается экспертизы конкурсных работ, то она проводится несколько иначе.  Уже определенные критерии оценки не обсуждаются и принимаются как данность. Представляется или разрабатывается и шкала оценок (обычно в баллах)  критериев. Эксперт оценивает материал (экзаменационные работы,  конкурсные работы,  статьи,  ЦОРы или ЭОРы и т.д) в соответствии  с определенными критериями и  их разбалловкой и выставляет   общий балл за материал.  Один материал  оценивается  не менее чем тремя экспертами  (для объективности экспертной оценки),  и по результатам их экспертной оценки выставляется итоговый балл за  конкурсную работу. Какой именно балл будет выставлен, зависит от уровня профессионализма эксперта. После проведения  экспертизы экспертом пишется экспертное заключение или рецензия – особый документ, отражающий  качество материала по отношению к  критериям экспертной оценки. Если вы решаетесь стать экспертом, то принимаете все условия реализации этой деятельности: - объективность  оценки,  беспристрастность,  глубокое понимание критериев оценки и их приятие.  Что дает самому педагогу экспертная работа? Четкое понимание целей и задач любой  деятельности. Качественное и количественное отражение деятельности и ее результатов  в  предложенном материале. Представление о качестве подготовки  своего  потенциального материала к различным конкурсным мероприятиям. Точное понимание требований к методической,  дидактической, научной подготовке  самого учителя. Поэтому,  на  наш взгляд,  экспертная работа – отличная школа   для педагога.  Это не только показатель его профессионального роста,  но и показатель  уровня  его  профессионального развития и мышления.  Сама экспертная деятельность не дает останавливаться на месте,  постоянно толкает к дальнейшему развитию и совершенствованию, развитию коммуникации в профессиональной среде и взаимодействию в команде,  расширяет круг  профессионального общения и взаимодействия. С самого начала надо очень четко понимать,  что экспертная деятельность– это деятельность особого рода.  Она требует не только  профессионализма,  но и особой ответственности, объективности  и подготовки педагога.