Экспертная деятельность
Экспертная деятельность педагога
Работа педагога в качестве эксперта отмечена в критериях портфолио педагога и является желательным условием для аттестации педагога. Речь пойдет не об экспертной деятельности вообще, а об экспертной деятельности педагога (именно эта деятельность отмечена в критериях портфолио педагога на аттестации!) Сначала обратимся к определениям и понятиям. Эксперт — специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса. Экспе́рт (от лат. expertus — опытный) — специалист, приглашаемый для выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу, рассматриваемому или решаемому другими людьми. Где именно педагог может выполнять роль эксперта? Эксперт необходим на следующих мероприятиях: - экспертиза работ учащихся на ГИА и ЕГЭ; - конкурсы профессионального мастерства, конференции, фестивали и т.д.; - конкурсы работ учащихся, предметных олимпиад, конференций исследовательских работ и т.д; - аттестационные комиссии; - экспертные комиссии, проводящие экспертизу учебных программ, учебных пособий; - экспертные комиссии при аккредитации и лицензировании ОУ; - и т.д. Какими качествами должен обладать педагог, чтобы стать экспертом? Такими качествами должны быть: - высокая профессиональная квалификация в вопросах, по которым будет проводиться экспертиза; - широкий общий профессиональный кругозор; - приятие критериев экспертизы, четкое следование процедуре экспертной деятельности; - объективность; - коммуникабельность; - высокая культура общения; - умение аргументировано отстаивать свою позицию; - умение разрешать конфликтные ситуации. В чем сущность экспертной деятельности педагога? Экспертиза – это оценка материала в соответствии с определенными заранее критериями оценки. Эти критерии разрабатываются самими экспертами перед экспертизой или предлагаются им уже готовыми. Критерии оценки экзаменационных работ разрабатываются заранее ФИПИ и предлагаются экспертам. Что касается экспертизы конкурсных работ, то она проводится несколько иначе. Уже определенные критерии оценки не обсуждаются и принимаются как данность. Представляется или разрабатывается и шкала оценок (обычно в баллах) критериев. Эксперт оценивает материал (экзаменационные работы, конкурсные работы, статьи, ЦОРы или ЭОРы и т.д) в соответствии с определенными критериями и их разбалловкой и выставляет общий балл за материал. Один материал оценивается не менее чем тремя экспертами (для объективности экспертной оценки), и по результатам их экспертной оценки выставляется итоговый балл за конкурсную работу. Какой именно балл будет выставлен, зависит от уровня профессионализма эксперта. После проведения экспертизы экспертом пишется экспертное заключение или рецензия – особый документ, отражающий качество материала по отношению к критериям экспертной оценки. Если вы решаетесь стать экспертом, то принимаете все условия реализации этой деятельности: - объективность оценки, беспристрастность, глубокое понимание критериев оценки и их приятие. Что дает самому педагогу экспертная работа? Четкое понимание целей и задач любой деятельности. Качественное и количественное отражение деятельности и ее результатов в предложенном материале. Представление о качестве подготовки своего потенциального материала к различным конкурсным мероприятиям. Точное понимание требований к методической, дидактической, научной подготовке самого учителя. Поэтому, на наш взгляд, экспертная работа – отличная школа для педагога. Это не только показатель его профессионального роста, но и показатель уровня его профессионального развития и мышления. Сама экспертная деятельность не дает останавливаться на месте, постоянно толкает к дальнейшему развитию и совершенствованию, развитию коммуникации в профессиональной среде и взаимодействию в команде, расширяет круг профессионального общения и взаимодействия. С самого начала надо очень четко понимать, что экспертная деятельность– это деятельность особого рода. Она требует не только профессионализма, но и особой ответственности, объективности и подготовки педагога.