02-06-2025
Каримова Лилия Галинуровна
Учитель татарского языка МАОУ Школа №4 городского округа городУфа РБ
«Проектирование современного урока в свете внедрения ФГОС»
Форма проведения: проблемная деловая игра
Цель: спроектировать учебное занятие в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.
(Слайд 1)
Начать сегодняшний педсовет хотелось бы со слов американского философа Джона Дьюи (Слайд 2 – два раза)
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Вдумайтесь в эти слова и ответьте на вопрос: Какова же тема нашего сегодняшнего педсовета? О чем мы сегодня будем говорить?
(Выслушать мнение коллег)
(Слайд 3) с темой
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
Современный урок есть протекание сорокапятиминутного момента жизни как продолжение её, как часть истории личностной судьбы ребёнка.
Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Предположите, какова цель нашего занятия? То есть давайте выдвинем так называемую гипотезу. (Выслушать несколько предполагаемых ответов: требования к современному уроку, разработать урок, спроектировать ….)
(Слайд 4 - два раза)
Цель: спроектировать учебное занятие в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.
Уважаемые участники педагогического совета! Сформулируйте для себя цель, которой вы хотите достигнуть в ходе нашей работы. (Заслушать несколько человек).
Как подготовить современный урок – сейчас это один из самых важных вопросов, которые стоят перед учителем.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока сумел сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Предлагаю вам определить одно из важных условий современного урока. У кого какие предположения? (учителя предлагают варианты). (Слайд 5 – три раза) Результативность, комфорт, творчество.
Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
«Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление
«комфорт» – это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.
Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Ассоциация». Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт».
(Работа в группах)
Результат работы групп. 1-2 минуты
К Компетентность Критичность Креативность Культура
О Органичность, основательность Отдача, оптимально Открытие
Ответственность Образованный, осознанный
М моделирование мотивация методика мастер
Ф Фантазия формирование функциональный фундамент
О Отдых, осмысленный Открытие, организованный обучение Опора, озарение
Р Радость развитие Рост Результат, рефлексия
Т Тепло Творчество Талант темп
Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Вы скажите, что и раньше мы говорили о таких характеристиках урока. Получается, что ничего не изменилось? А изменилось очень многое.
В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Что же такое современный урок?
(Слайд 6)
Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в школе.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. (Слайд 7)
(Слайд 8 – ЧЕТЫРЕ РАЗА) Виды УУД: личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся; регулятивные – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности; познавательные – включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем; коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
(Слайд 9) Виды универсальных учебных действий представлены на слайде.
Поэтому признанным подходом в обучении выступает (Слайд 10) системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Деятельностный подход на уроках осуществляется через
1. моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
2. использование активных и интерактивных методик;
3. участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
4. вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Учащиеся:
- работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.
Системно - деятельностный подход предполагает самостоятельное планирование путей достижения целей. Какие пути вы можете предложить для достижения цели сегодняшнего педсовета?
Повестка дня
1. Требования к современному уроку.
2. Деятельность учителя и обучающихся на уроке, реализующем требования ФГОС.
3. Методы и приёмы, позволяющие реализовать подходы к современному уроку в свете требований ФГОС.
4. Самоанализ урока – эффективный путь к реализации требований к современному уроку.
Так как форма проведения нашего педсовета - проблемная деловая игра, и мы используем системно - деятельностный подход, который предполагает умение самостоятельно добывать знания и отдает предпочтение групповым формам работы, то предлагаем вам поработать в группах:
1. Требования к современному уроку. Группа №1.
2. Деятельность учителя и обучающихся на уроке, реализующем требования ФГОС. Группа №2.
3. Методы и приёмы, позволяющие реализовать подходы к современному уроку в свете требований ФГОС. Группа №3.
4. Самоанализ урока – эффективный путь к реализации требований к современному уроку.
5. Практикум по анализу урока в свете требований ФГОС.
Задание 1 группе. Изучить требования к уроку. Заполнить таблицу, отражающую требования к современному уроку в соответствии с ФГОС.
Задание 2 группе. Сравнить деятельность учителя и обучающихся во время проведения традиционного и современного урока в свете требований ФГОС. Заполнить таблицу.
Виды деятельности Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Задание 3 группе. Вам дана опорная таблица для конструирования современного учебного занятия. Ваша задача – заполнить таблицу.
Опорная таблица для кон
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}