13.05.2022г.
Плут Наталья Анатольевна
воспитатель, МБДОУ детский сад № 274 "Белочка"
г. Новосибирска
Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека, так же как человека с природой, известна издавна. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла глобальные масштабы. Каждый человек в настоящее время должен иметь определенный уровень экологической культуры и экологического сознания. Формирование этих основ начинается в раннем дошкольном детстве. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает первые впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируются начальные основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основная задача экологического воспитания заключается в формировании у дошкольников элементарного экологического сознания. Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.
Что такое модель и моделирование?
Моделирование (моделирующая деятельность) – совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.
Исследования ученых психологов (Эльконин Д. Б, Вегнер Л. А), доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей при ознакомлении с природой, способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний. Ученые отмечают, что с использованием наглядного моделирования, процесс обучения будет проходить более успешно. Отмечают доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом.
В детском саду в качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры) и др.
Метод моделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности. Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов, явлений природы.
Модели - заместители реальных предметов, явлений природы, отображающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами (предметное, графическое изображение чего-либо).
Таким образом, моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе. Процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического восприятия.
Цель моделирования в экологическом воспитании дошкольников – это обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Роль моделей и моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста:
• Позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи;
• Способствует формированию обобщенных и системных знаний о природе;
• Абстрагирует существенные признаки природных объектов, значимых для деятельности;
• Способствует развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, трудовой деятельности.
В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей:
• предметные (представлены в виде предмета, конструкций предмета или нескольких предметов, закономерно связанных между собой);
• предметно-схематические (в них все существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предмета-макета, предмета-заместителя);
• графические (представлены в виде графиков, схем, таблиц и т.п.; модель обобщенно передает разные виды отношений в природе).
Модели многофункциональны. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры.
Требования к экологическим моделям:
• Модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов;
• Раскрыть существенное в объекте;
• Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.
В заключении можно напомнить китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».
Использование моделирования является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.